

Когда кукол отправляют на пенсию, чем отличается паркетная кукла и сколько кукловодов требуется для выполнения сложных движений — в материале Mosru.
Московский театр марионеток (МТК) — один из самых популярных столичных театров для всей семьи, его постановки любят и взрослые, и молодежь. За 92 года существования театра были поставлены сотни спектаклей по самым известным сказкам, таким как «Святой Беризинт», «Русалочка», «Маша и Даля», «Хозяин утят», «Двенадцать месяцев» и многие другие. Они уже оставили кукол в своем «доме престарелых» — выставочном зале, состоящем из двух небольших комнат, где пенсионеры уже выступали. Они больше не выходят на сцену, а встречают гостей театра в фойе. Ольга Реницина, менеджер архива и музея МТК, рассказала об этом подробнее.
Кот и пес, объездившие мир
В прошлом куклы из спектаклей репертуара могли быть переданы в дар кукуроводам — артистам памяти. Сегодня такие марионетки остались в театре — их перевезли на склад. Только часть из них можно увидеть в «Доме отдыха поп-музыки» — одновременно в выставочном пространстве можно разместить около 100 марионеток. Этот сбор существует уже более десяти лет. Выставки время от времени меняются. В настоящее время, например, куклы Ganzen Productions с 1992 года являются жителями Фогельхофа, одноименная русалка с 2007 года, «гадкий утенок» (2003).
Ольга Веникина утверждает, что Почти все посетители пытаются дотронуться до кукол, но руки у детей взрослые, хотя они и не хотят быть выставленными на всеобщее обозрение. Мамы и папы всегда радуются, когда встречают персонажей из своих детских спектаклей. Больше всего радости вызывают серая кошка и коричневая собака из спектакля «Каштанка и слон». Они были упомянуты для перформанса художника Виктора Платонова, организованного в 1987 году директором тогдашнего театра Леонидом Кайтом.
Спектакль «Каштанка и Олифант», в котором режиссер соединил рассказы Антона Чехова и Александра Коплина, был характерной чертой театра на протяжении многих лет. Выступление привело к целым коллекциям в Европе, США, Канаде и полным залам. Она также исполнялась в Корее и в корейских композициях. Самым важным элементом спектакля был слон, тот самый, который всегда вызывал массовый восторг, как на гастролях, так и в Москве. Как настоящий, он в конце концов сорвал аплодисменты и сорвал овации. Как сложилась судьба гигантских марионеток и где они сейчас находятся, к сожалению, неизвестно.
История кукольного театра в Москве начинается в 1930 году. Позже названный Театром детской книги, его создатель Виктор Шамбургер организовывал бесплатные представления, благодаря которым дети полюбили искусство. Главным героем большинства спектаклей был беззаботный, веселый Петрушка. Свое современное название театр получил в 1954 году. Через несколько лет она появилась. Традиция исполнения сказок для детей сохраняется и сегодня, но репертуар значительно расширился — здесь он представлен и постановками для взрослой аудитории.
Подарить голос и движение
Работа над изделием начинается в мастерской. Сначала художник обсуждает внешний вид персонажа с режиссером и делает набросок. Изначально производство всех персонажей одинаково — отливается трехмерная гипсовая форма и по ней строится кукла из папье-маше. Впоследствии начинают проявляться различия. Например, некоторые символы требуют применения специальных механизмов внутри. Наконец, кукла покрывается текстилем и раскрашивается. Куклы также могут быть сделаны из дерева, поролона, картона или других материалов, в зависимости от идей художника.


Каждая марионетка требует своего подхода. Куклы в натуральную величину, такие как Баба Ига в фильме «Гуси-лебеди» (1992), прикрепляются к агенту актера, потому что их трудно держать в одной руке. Эти куклы называются паркетными куклами. Это плоские куклы, плоские кровати, которые перемещаются по полу театра. Планшетные куклы могут быть маленькими — актер управляет ими, держась за специальные ручки или петли, прикрепленные к голове и конечностям куклы.
Куклы-риты (с использованием палки в руке) требуют не меньшего мастерства. Одной рукой актер управляет головой (на теле куклы обычно есть специальный механизм — гачита), а другой работает с палкой. Иногда двух рук недостаточно — для сложных движений на помощь приходит второй актер (иногда третий). Иногда, чтобы сделать жест персонажа более выразительным, на запястья в местах соединения накладываются специальные кожаные полоски, позволяющие повернуть его ладонью вверх. Это относится, например, к кукле-злодейке из «Цветов цвета шрама», а также ко многим планшетным куклам.
Работа актера заключается не только в том, чтобы управлять марионеткой, но и в том, чтобы говорить о ней. Иногда актер играет двух персонажей. Например, в спектакле «Гадкий утенок» в 2003 году одна из актрис была тетей главной героини и одной из уток, а первая пряталась за кулисами. В таких случаях рекомендуется, чтобы два персонажа, которых играет один и тот же актер, не находились на сцене одновременно — считается неуместным, когда актер разговаривает сам с собой.
Режиссерские решения
Возможности кукол не безграничны — некоторые сцены требуют более богатой палитры эмоций и движений. В таких случаях театральные режиссеры прибегают к S O-Caled Action Plans, когда человек играет персонажа в точно таком же костюме, как и поп. Так было, например, со «Снежной королевой» Льодмилы Макеевой в 2007 году. Длинное синее платье с элегантным жабо, накидкой и венецианской маской было разработано художником Андреем Тимошенко. Чтобы управлять куклой, актриса надевала черный плащ с капюшоном, который скрывал ее лицо.
Осталась только голова от монстра в De Scharlaken Bloem, исполненного Вячеславом Крючковым в 1999 году. Проблема в том, что его торс был основным элементом набора и был награжден ужасным носом. Камень появился на сцене и ожил, превратившись в ноги и голову монстра. Автор этого решения — заслуженный художник России Виктор Никоненко.
Каждая кукла уникальна. У него только одна роль: быть марионеткой. Но иногда в шоу встречаются экземпляры с бегом, прыжками или полетами. Например, в постановке «Zwaan Goans» 1992 года одновременно использовались два набора прекрасных лебедей. В финале один из них взмахнул крыльями и взлетел в воздух. Сейчас пара живет в «доме отдыха».

