

Гжельские картины — один из самых интересных жанров русского искусства. С его помощью оформляются многочисленные эксклюзивные тарелки и сувениры. Использование только двух цветов в работе характерно для гжельской росписи. Дизайн декора достигается путем нанесения мазков кистью различных форм и размеров. Этот процесс непрост, но при необходимости ему можно научиться. Расписанные вручную изделия служат прекрасным украшением интерьера.
Основы технологии
Вся прелесть росписи под гжель достигается смешением двух цветов (белого и синего). Такое сочетание способствует образованию многочисленных оттенков и делает картину уникальной и неповторимой. Кроме того, для картин Гжеля характерны интенсивные цветовые переходы.
Иногда встречаются как совершенно белые, так и темно-синие, переходящие в черные. Эти эффекты достигаются путем смешивания цветов с помощью различных кистей.
Самая большая трудность в этом виде живописи для начинающих — научиться правильным мазкам кисти. Толщина области, а также ширина слоя краски очень важны. Четкость этих движений достигается методом проб и ошибок. Экспериментируя с различными параметрами, вы можете «набить руку» и решить все важные элементы. Освоение техники росписи Гжель позволяет делать узоры более сложными и осваивать новые приемы.
Проанализировав узор и мотив, можно выбрать основные цвета. Все использованные оттенки располагаются в строгом порядке. Это плавный, равномерный переход от прозрачного центра изображения к более темным краям. Цвета становятся светлее, темнее и насыщеннее по мере приближения к окружающей среде. Существует и противоположная возможность, когда центр темнее, а внешние области белые.
Все элементы этой картины характеризуются плавностью, округлостью линий и мягкостью цветовых переходов.
Поэтапное рисование
Этот вид искусства зародился в 60 км от Москвы в деревне Гужер. Жители славились своим умением изготавливать сувениры и игрушки. В связи с растущей популярностью этих изделий местные мастера начали расписывать и украшать их различными рисунками и узорами. Это были люди, которыми Гзель восхищался по всей стране.


Ключевые элементы.
При ближайшем рассмотрении изделий с гжельской росписью видно, что одни и те же мазки кисти повторяются на всех изделиях и в линиях цветочных мотивов. Это связано с тем, что большинство гжельских изделий выполнены на декоративные и природные темы (листья, цветы и т.д.).
Самые важные приемы в этих картинах отличаются друг от друга в зависимости от направления линий, положения кисти и длины стека. Основное движение происходит следующим образом.
-
ситчик. для этого движения используются длинные кисти с тонкими полюсами, активно используются только точки. С помощью этой технологии мастер показывает мелкие детали декора. Для них характерно очень редкое использование чистых цветов и цветовых переходов.
- Китайские покрытия. Эта техника является наиболее интересной, но наиболее сложной для реализации. Это происходит потому, что два цвета наносятся на рабочую кисть одновременно, вызывая усадку вдоль бассейна. Насыщенность постепенно уменьшается, и происходит рисование непрерывным движением кисти. Затем весь процесс повторяется снова.
- Теневой удар. Эта техника является вариантом китайской области кисти. В нем также используются два цвета, одновременно наносимые на кисть. Разница лишь в том, что синяя часть кисти ближе и толще, а белая — светлее. При покраске широкая синяя полоса окружена небольшим белым излишком, который несколько рассеивает цвет.
Техника теней.
Прежде чем создавать сложный узор, необходимо потренироваться на простом узоре и пошагово изучить гжельскую роспись и мастер-класс по ее созданию. Техника двойного удара идеально подходит для этой цели. Готовые элементы будут отлично смотреться как в других оттенках, так и в традиционных синем и белом цветах. Для начинающих рекомендуется взять простую форму, например, цветок, и практиковаться на нем. Для рисования вам понадобятся следующие материалы и инструменты
- Акриловая краска стандартных цветов (белая и синяя) ;
- Палитра для смешивания и получения желаемых цветов
- Стакан воды;
- Лист плотной бумаги (для практики) или поверхность (тарелки, игрушки, сувениры)
- Плоские кисти разных размеров (предпочтительно из тюля или беличьего волоса).
После подготовки всех необходимых материалов можно рассмотреть и сделать эскизы для будущих чертежей. Новичкам следует начинать отрабатывать технику двойного удара. Для этого сделайте следующее.
-
Поместите синюю и белую краски на палитру. Их следует располагать близко друг к другу.
- Затем краски тщательно соединяются друг с другом до полного смешивания.
- Кисти располагаются против краски, при этом синий цвет находится внизу, а белый — ближе к краю.
- Кисти совершают различные мягкие движения по поверхности, чтобы разбавить движение красок.
- Прежде всего, необходимо научиться создавать простую область кисти. Кисть кладут на окрашиваемую поверхность и держат перпендикулярно шлейфу. Это позволяет использовать кисть без смешивания красок. Двигая щетку, проверяйте давление и убедитесь, что оно более или менее равномерное. Это необходимо для того, чтобы не нарушить цветовую линию.
- Следующий шаг — согнуть подписанные линии. Для этого щетку располагают на поверхности и сильно прижимают к краю.
- Линия натягивается вбок вокруг своей оси и скручивается параллельно.
- В конце оборота давление от щетки переносится на основание шлейфа и повторяются те же действия. Это формирует волновой рисунок.
- Затем к детали добавляется угол. Здесь показана та же волна, но давление не передается на основание в нижней части.
- То же движение повторяется в обратном направлении. Так получаются лепестки, используемые для большинства цветов в гжельской росписи.
- Самой сложной из теневых технологий являются капли. Они создаются путем поворота и правильного позиционирования кисти и быстрого удаления ее с окрашенной поверхности. Кисть помещается у основания, откуда выходит центр капли.
- Затем щетка поворачивается вокруг своей оси и перемещается в нужную сторону. В то же время давление на объект падает, и линия становится тоньше.
- После нанесения максимально тонкого слоя кисть резко отрывается от поверхности.
- Та же процедура выполняется с другой каплей, которая должна быть расположена рядом с первой.
- Наконец, все подписанные элементы объединяются в единую композицию. Два полувенца становятся центром цветка, капля обрамляет лепестки, а линия становится центральной тычинкой.
Соединив все мелкие детали, можно расписать другие изображения: гжельскую птицу, лошадь или другое животное.
Такие картины можно использовать для развития творческих способностей маленьких детей. Со временем они смогут усовершенствовать свою технологию и создать картины всей Гжели. Цвета ребенка развивают мелкую моторику и учат аккуратности.
Гжельская роспись — это особый вид искусства, доступный каждому. Все, что вам нужно сделать, это купить недорогие материалы, набраться терпения и начать учиться. Если вы будете продолжать, то однажды вы сможете создать шедевр, которым сможете гордиться.

