Синестетическая тенденция в литературе, или синестезия, как она возникла в России в конце XVIII века (см. Начало синестезии в России), — это реакция, так сказать, протест против ложного классицизма. Главными представителями этого направления в России были Карамзин и Дмитриев. Сентиментализм возник в Европе как противовес французскому философскому рационализму (Вольтер). Сентиментальное направление зародилось в Англии, распространилось в Германии и Франции и проникло в Россию.


Сентиментализм в русской литературе. Вкратце. Слушайте аудиокниги.
В отличие от ложных классиков, авторы этого направления выбирают истории из обычной повседневной жизни, обычных, среднего или низшего класса героев. Важность сентиментальных произведений заключается не в изображении исторических событий или подвигов героев, а в психологическом анализе переживаний и чувств обычных людей в повседневной обстановке. Автор стремится проникнуть вглубь читателя и показать глубоко трогательные переживания обычных и незаметных людей, привлечь внимание к их печальным и зачастую драматическим судьбам.
Из постоянного увлечения переживаниями и эмоциями героев, писатели этого направления развили культ эмоций — отсюда и название всего направления (эмоция-эмоция), сентиментализм. Наряду с культом эмоций развивался культ природы, в котором изображение образов природы с душой появляется в чувствительных мыслях.
Выбирая героев с низким фоном, автор старался подойти к простому и популярному языку, обращая внимание на особенности обычной жизни. Поэтому интерес и стремление к этничности характерны для этого периода.
В литературе сентиментализм выражается в основном в форме чувствительных романов, эмоциональных путешествий, так называемых дружеских драм. В поэзии — выборочно. Первым автором сентиментальной фантастики был английский писатель Ричардсон. Его романы «Чарльз Грандисон, Кларисса Харлоу и Пушкинская Татьяна» читать. В этих романах развивается простой, чувствительный тип героя и героини, за которым следует живой тип злодея, который начинает быть добродетельным. Недостатком этих романов является чрезвычайная экспрессия. В романе «Кларисса Харлоу» — 4 000 страниц! (Полное название русского перевода этой работы: «Эффективная жизнь девушки Клариссы Гарлов, правдивая история»). В Великобритании первым автором S O-Called Sentimental Trips был Strict. Он написал. Сентиментальное путешествие по Франции и Италии». В этой работе основное внимание уделяется переживаниям и чувствам главного героя относительно мест, через которые он проходит. В России под влиянием Стерна Карамзин написал «Письма русского путешественника».
Прозванная «Comedie Larmoyantes», эмоциональная драма Филиста впервые появилась в Англии, в Германии и Франции, а в России вышла в переводе. В начале царствования Екатерины Великой в Москве была поставлена пьеса Бомаша «Евгений» в переводе Пушникова. Смороков, верный сторонник ложного классицизма, был возмущен постановкой этой «слезливой комедии» и искал сочувствия и поддержки у Вольтера.
В поэзии сентиментализм в основном отражается в элегиях. Это лирические стихи и размышления, и они самые грустные. Чувствительность, грусть и меланхолия — самые важные черты сентиментальных элегий. Авторы элегий часто описывают ночь, лунный свет и кладбище. Самый известный поэт сентиментализма Грей написал о сельском кладбище, которое позже очень удачно перевел Жуковский.


Самым значительным представителем русского сентиментализма был Карамзин. В духе этого литературного движения он написал «Письма русского путешественника», «Бедную Лизу» (см. краткое содержание и полный текст) и другие рассказы.
Из этого следует, что все художественные и литературные «школы» наиболее четко характеризуются в работах «учеников-подражателей». Это происходит потому, что великие художники, инициаторы «школы», инициаторы «направления» всегда разнообразнее и, следовательно, шире, чем студенты. Карамзин был не только «сентименталистом» — даже в своих ранних работах он отводил почетное место «разуму». Кроме того, в его творчестве прослеживаются следы будущей романтики («Остров Борум») и неоклассицизма («Жизнь в Афинах»). До тех пор многие его ученики не знали о такой широте творчества Карамзина и лишь возводили его «чувствительность» в невероятные крайности. Тем самым они указали на недостатки сентиментализма и привели это движение к ее постепенному исчезновению.
Среди учеников Ван Карамина наиболее известны В.В.Измайлов, А.Е.Измайлов, князь П.И.Шариков, П.Я.Львов. В. Измайлов написал «Послеполуденное путешествие в Россию» вслед за «Письмами русского путешественника из России» Карамзина. А. Измайлов написал повесть «Бедная Маша» и роман «Евгений, или Психовоспитание и вредные последствия общинности». Однако эту талантливую работу отличает реализм, который также можно отнести к «реалистическому» направлению того периода. Князь Шариков был самым типичным сентименталистом. Он написал и чувствительные стихи («Плод чувства свободы»). Л. Львов был более одаренным романистом — из его различных романов вышли: «Русская Памела», «Роза и Риховим», «Александр и Юлия».
Другие литературные произведения того времени, написанные в подражание «Бедной Лизе», можно назвать «Генриетта, или Триумф обмана по слабости и заблуждению», «Прекрасная Татьяна, живущая у подножия Среброго холма». ‘История бедной Марии’, ‘Инна’, ‘Марьина роща’ Жуковского, А. Поповы ‘Лели’ (1802), ‘Бедная Лиля’ (1803), А. Кропотова ‘Дух русской женщины’ (1809), А. Е. ‘Милое и нежное сердце’ (1800). Свечинский «Министерство украинских сирот» (1805), «Роман моего соседа» (1804), князь Долгоруков «Несчастная Лиза» (1811).
У чувствительного поэта Плеяды было много поклонников среди русской публики, но и много врагов. Его высмеивали как старые псевдоклассики, так и молодые писатели-реалисты.
Одним из русских теоретиков сентиментализма был В. Подшивалов, современник и литературный соратник Карамзина, издававший в свое время вместе с ним журнал («Чтение для вкуса и разума», «Удобное времяпрепровождение»). Согласно той же программе, что и Карамзин, в 1796 году он опубликовал интересную статью «Восприимчивость и странность». В ней он попытался провести различие между настоящей «восприимчивостью» и ложной «манерностью» или «педерастичностью».
Сентиментализм отразился в расцвете «мелкобуржуазной драмы» в то время. Массы защищали свои любимые пьесы — попытки псевдоклассиков бороться с этим «незаконнорожденным» дитем драматургии. Очень популярными были переводы пьес Коцебу («Ненависть к людям и раскаяние», «Сын любви», «Гусит из Наумбуга»). На протяжении десятилетий эти вдохновляющие произведения с нетерпением ждала российская публика и они вызвали множество подражаний на русском языке. Х. Илин написал драмы: «Лиза, или Победа благодарности», «Величие, или Набор новобранца». Драма Федорова: «Лиза, или Результат гордости и искушения». Иванов: «Семья Штицкова, или Молись Богу, а служба царю не пропадет» и др.

