

Реализм — это литературно-художественное направление, которое честно и реалистично представляет типичные черты действительности, без искажений и преувеличений любого рода. Это направление следовало за романтизмом и было предтечей символизма.
Это направление началось в 19 веке и достигло своего пика в середине 19 века. Его сторонники неожиданно отвергли использование сложных техник, мистические тенденции и идеализацию персонажей в литературных произведениях. Главным признаком этого направления в литературе является художественное изображение реальной жизни с помощью обычных, знакомых читателю людей, которые являются частью повседневной жизни (родственники, соседи, знакомые).
(Алексей Яковлевич Волосков, «За чайным столом»)
Произведения реалистических авторов отличаются жизнеутверждающими принципами, даже если их интриги характеризуются трагическим конфликтом. Одна из главных особенностей этого жанра — попытка автора исследовать окружающую действительность в ее развитии, выявить и объяснить новые психологические, социальные и общественные отношения.
Романтизм сменяется и реализм имеет характерные признаки искусства, пытается найти правду и справедливость, хочет изменить мир к лучшему. Главный герой реалистического произведения автора делает открытия и выводы после долгих размышлений и глубокого самоанализа.
(Журавлев Фирс Сергеевич, «За корону»)
Критический реализм развивался почти одновременно в России и Европе (примерно в 30-40 годы 19 века) и быстро стал одним из основных направлений в литературе и искусстве во всем мире.
Во Франции литературный реализм в первую очередь ассоциируется с именами Бальзака и Стендаля, в России — с Пушкиным и Гоголем, а в Германии — с Гейне и Бюхнером. Все они испытывают неизбежное влияние романтизма в своих литературных произведениях, но постепенно дистанцируются от романтизма, отказываются от идеализации действительности и начинают описывать более широкий социальный контекст, в котором протекает жизнь их главных героев.
Реализм в русской литературе XIX века
(А.С. Пушкин)
Главным основоположником русского реализма в 19 веке был Александр Сергеевич Пушкин. В своих произведениях «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Повести Белкина», «Борис Годунов» и «Медный рыцарь» он точно улавливает и передает суть всех важных событий в жизни русского общества. Суть его талантливого пера во всем его разнообразии, цвете и противоречиях. После Пушкина многие писатели того времени пришли к жанру реализма, углубляя анализ душевных переживаний героя и изображая его сложный внутренний мир («Герой нашего времени» Лермонтова, «Исследователь» и «Мертвая душа» Гоголя).
(Павел Федотов «Избранная невеста»).
Напряженная социально-политическая ситуация в России в период правления Николая I вызвала большой интерес к жизни и судьбам простых людей у прогрессивных деятелей того времени. Это отмечается в поздних произведениях Пушкина, Лермонтова и Гоголя, в поэтических строках Алексея Кольцова, автора так называемой «школы природы». Тургенев (цикл рассказов «Записки охотника», романы «Отец и сын», «Люлин», «Аша»), Ф.М. Достоевский («Бедные», «Преступление и наказание»), А.И. Герцен («Сорочий вор», «Кто виноват?»). ), И.А. Гончаров («Обыкновенные сказки», «Обломов»), А.С. Грибоедов («Грибоедов»). С. Грибоедова «Горе уму», Л. Н. Толстого («Война и мир», «Анна Каренина»), А. П. Чехова («Вишневый сад», «Три сестры», рассказы и пьесы «Дядя Ваня»).


Литературный реализм второй половины XIX века был назван критическим. Основной задачей его работы было подчеркнуть существующие проблемы и затронуть вопросы взаимодействия человека и общества, в котором он живет.
Реализм в русской литературе XX века
(Николай Петрович Богданов Бельский, Ночь).
Переломный момент в судьбе русского реализма произошел на рубеже XIX и XX веков, когда движение переживало кризис и возникло новое явление культуры — символизм. В это время возникла новая эстетика русского реализма, в которой сама история и ее глобальные процессы рассматривались как главное средство формирования человеческой личности. Реализм в начале 20-го века раскрыл все сложности становления человеческой личности. Он не только формировался под влиянием социальных факторов, но и сама история выступала как создатель типичных условий, под агрессивное воздействие которых попадал главный герой.
( Борис Кустодиев, «Портрет Богословского» )
Можно выделить четыре основных течения в реализме начала XX века.
- Важно: Продолжение классической реалистической традиции середины 19 века. В работах делается акцент на социальных особенностях явления (произведения А.П. Чехова и Л.Н. Толстого).
- Социалистические: изображение реальных исторических и революционных событий, анализ конфликтов в контексте классовой борьбы, раскрытие характера главных героев и их действий, направленных на интересы других людей. (Мать М. Горького, жизнь Крима Самугина, большинство произведений советских писателей).
- Миф: представление и переосмысление реальных событий через призму известных мифов и легендарных сюжетов (Л.Н. Андреев, Иуда Искариот).
- Натурализм: очень правдивое, часто неприглядное, детальное изображение действительности (А.И. Куприн, «Котлован»; В.В. Вересаев, «Записки врача»).
Реализм в зарубежной литературе XIX-XX века
Первые этапы формирования критического реализма в Европе середины XIX века связаны с творчеством Бальзака, Стендаля, Беланже, Флобера и Мопассана. Мериме во Франции; Диккенс, Теккерей, Бронте и Гаскелл в Англии; поэзия Гейне и других революционных поэтов в Германии. В этих странах в 1930-е годы росло напряжение между двумя несовместимыми классовыми врагами — буржуазией и рабочим движением — и наблюдался период расцвета в различных областях буржуазной культуры, был сделан ряд открытий в области естественных наук и биологии. В дореволюционных странах (Франция, Германия, Венгрия) зародилось и развивалось учение научного социализма Маркса и Энгельса.
(Жюльен Дюпре, «Возвращение с полей»)
В результате сложных творческих и теоретических споров со сторонниками романтики критические реалисты восприняли лучшие прогрессивные идеи и традиции, включая интересные исторические сюжеты, демократию, фольклорное влияние, прогрессивное критическое сострадание и гуманитарные идеалы.
Лучшие представители «классиков» критического реализма (Флобер, Мопассан, Франс, Шоу, Роллан), новых нереалистических движений в литературе и искусстве (декаданс, упадок, импрессионизм, натурализм, эстетизм и т.д.), новых приобрести характеристики. Она рассматривает реальные общественные явления, объясняет социальные мотивы человеческого характера и раскрывает психологию личности и судьбу искусства. Моделирование художественной реальности основано на философских идеях. Автор хочет, чтобы произведение читалось интеллектуально и активно, а затем эмоционально. Классическими примерами интеллектуально-реалистической фантастики являются произведения немецких писателей Томаса Маннса Тоберберга и Феликса Круля «Исповедь авантюриста», а также «Драматургия» Бертольта Брехта.
(Удар Роберта Колера).
В реалистических произведениях авторов XXST века драматическая линия сильнее, глубже и трагичнее (американский писатель Скотт Фицджеральд «Великий Гэтсби», «Нежная ночь»), с особым интересом к внутреннему миру человека. Попытки отразить сознательные и бессознательные аспекты человеческой жизни привели к возникновению новой литературной техники под названием «поток сознания» (работы Анны Зегерс, У. Кеппена, Дж. О. Нила). Натуралистические элементы явно присутствуют в творчестве американских писателей-реалистов, таких как Теодор Драйзер и Джон Стейнбек.
Реализм двадцатого века имеет сильный оттенок увлеченности жизнью и веры в человека и его силы. Это видно из произведений американских писателей-реалистов, таких как Уильям Фолкнер, Эрнест Хемингуэй, Джек Лондон и Марк Твен. Произведения Ромена Ролана, Джона Голсуорси, Бернарда Шоу и Эриха Марии Ремарка были популярны в конце XIX — начале XX века.
Реализм остается одним из направлений современной литературы и является одной из важнейших форм демократической культуры.

